Подготовка к записи в студии

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Договариваясь о записи в той или иной студии, Вы, конечно же, будете выбирать для себя наиболее приемлемую, исходя из различных факторов: - цены, списка оборудования, квалификации, опыта и репутации звукорежиссёра, рекомендации музыкантов и, разумеется, качества звукового контента, вышедшего из этой студии. При этом звукорежиссёр (он же инженер и зачастую продюсер) - зачастую является ключевым звеном студии. Или он вежливо предложит Вам сыграть/спеть три-четыре дубля, с приятной улыбкой скажет Вам комплимент и - до свиданья!… или он ткнёт Вас лицом в Ваши… эээ, … где-то съехидничает, где-то рассмешит, где-то озадачит… Наконец, вывернет Вас наизнанку и просто ЗАСТАВИТ Вас совершить ЧУДО! Если Вам такой попался - значит, Вам повезло…

Итак, перебрав все студии, Вы остановились на одной из них. Если всё же обратились к нам - мы надеемся, что это Ваш осознанный выбор. Мы предполагаем, что Вы знаете, зачем Вам нужна эта запись, так же, как Вы знаете примерный уровень Ваших исполнительских возможностей. Вместе с этим, мы с Вами должны поставить сверхзадачу – Вы должны попытаться добиться результата выше максимально возможного для Вас на сегодняшний день уровня. Поверьте – именно в такой работе над собой, в преодолении самого себя, в расширении сложившихся собственных стереотипов, в достижении сверхцели и есть истинное наслаждение, которое Вы можете получить в процессе нашей с Вами творческой работы. От Вас потребуется: хорошее самочувствие и положительный настрой, настойчивость и упорство, а также Вера в себя. Со своей стороны скромно замечу - я ЗНАЮ, УМЕЮ и ЛЮБЛЮ такой стиль работы.

Разумеется, Вы можете продюсировать себя самостоятельно, я буду лишь изредка обращать Ваше внимание на некоторые детали. Если вы – группа, то вам проще – вы можете принимать коллективные решения. Сложнее, если Вы – индивидуальный исполнитель – мало кому удаётся самому себе поставить в зуб пломбу или, скажем, вырезать себе аппендицит:). Хотя исключения, разумеется, бывают…

ВОКАЛ

Предположим, Вы знакомы с азами сольфеджио и вокальной техники, т.е. Вы точно попадаете в ноты мелодии, соблюдая ее ритмические особенности, умеете правильно брать дыхание, владеете навыками звукообразования и единой певческой позицией. Тем не менее, я считаю нужным дать Вам несколько рекомендаций:

Распечатайте текст Вашей песни в двух-трёх экземплярах, один из которых будет необходим звукорежиссёру, то есть мне. Проверьте, правильно ли совпадают ударения рифмы и метроритмики инструментального сопровождения.

Отработайте произношение на предмет сдвоенных фонем, таких, как, например, "не хватает тебя", "костёр разгорелся", "нас совсем". Делайте между подобными звуками короткую "люфт-паузу", иначе у Вас будет получаться что-то вроде "нехватаетебя", "костёразгорелся". Фраза же "нас совсем" и вовсе превратится в "насовсем", что значительно исказит воспринимаемый смысл спетой Вами песни - Вас просто неправильно поймут! Если автор текста лично Вы, попробуйте заменить плохо сочетающиеся слова другими, или согласуйте эти изменения с автором текста.

Уделите особое внимание произношению согласных - именно они придают нашей речи смысл. Пример: во что могут превратиться слова одной очень известной песни, если пропустить или "проглотить" согласные:
- "еыыау-у-аэо-о-а-аи-и…………, хотя должно быть:
- "неслышныфсаду-у-дажэшо-ора-ахи-и"

За 5-10 дней до записи (а лучше, если Вы будете делать это постоянно) тщательно поработайте с мимическими мышцами своего лица, разучите и повторяйте перед зеркалом несколько скороворогоко… сковородогово… скороговорок:. Не забывайте о так называемых редуцированных согласных, например, мы пишем - "В саду", поём - "Фсаду". Старайтесь не путать похожие парные согласные - "с-з", "т-д". Например, в Вашем пении не должно быть подобных ошибок - "этот тень" вместо правильного "этот день", "сабери меня" вместо правильного "забери меня" и пр. Особое внимание уделите так называемым взрывным (explosives) согласным - п, б, т, д. Их чрезмерная энергия приводит к довольно неприятным на слух артефактам, а именно - к "задуваниям" или даже "заплёвываниям" микрофона. Старайтесь также контролировать энергию свистящих/шипящих (sibilance's) звуков. Не забывайте "обозначать" конечные согласные в длинных затухающих окончаниях фраз типа "твой све-е-е-е-е-е-е-т", контролируя энергию звука "т" в контексте затухания фразы.

Всё, что я тут написал, возможно, вызовет у Вас удивление - ну как же так, я пел (пела) на живых концертах, или даже брал (брала) уроки сольфеджио и вокала - и никто, в том числе и педагоги, не делал мне подобных замечаний…! ОБЪЯСНЯЮ - "живое", концертное исполнение, а равно и урок даже с опытным педагогом происходит В РЕАЛЬНОМ ВРЕМЕНИ, эти ошибки существуют очень короткое время, вытесняясь последующими звуками, заметить их может лишь человек с хорошо натренированным слухом. Профессия этого человека называется "звукорежиссёр". Педагогам же не до того - они заняты другими, т. е. своими прямыми задачами. Значительную роль играют также психофизические особенности нашего восприятия звука - мы по-разному слышим живое исполнение и воспроизводимую запись оного.

Если есть возможность - пропойте песню под аккомпанемент и запишите себя на какой-нибудь магнитофон/минидиск/ноутбук, при этом качество записи особого значения не имеет. Внимательно прослушайте запись, проанализируйте слышимые недочёты, дайте прослушать эту запись знакомому музыканту, которому Вы доверяете, наконец - при необходимости проконсультируйтесь с нашими специалистами. Делайте записи снова и снова, раз за разом, стараясь избавиться от замеченных ошибок.

Во время записи вокала главной задачей является, безусловно, создание яркого, убедительного образа песни. Однако мне часто - обычное дело - приходится сталкиваться с неподготовленностью исполнителя - от этой главной задачи приходиться отвлекаться на исправление всевозможных ошибок в произношении, дыхании, в точном интонировании и сохранением певческой позиции, в смысловых акцентах. При этом исполнитель начинает отвлекаться на эти фундаментальные "мелочи", забывая о главном. СтОит прослушать запись неподготовленного исполнителя - тут, как говориться, всё, что может всплыть, то и всплывает:)! Вот только без обид, ладно?

Главная задача предварительной подготовки - довести эти "мелочи" до автоматизма или, хотя бы, до хорошей степени контроля. Всё это, если хотите, должно уже находиться в какой-то степени у Вас в подсознании, "в мозжечке", чтобы Вы и Ваш мозг могли сосредоточиться на выполнении главной задачи - СПЕТЬ эту песню, как никто другой! СОЗДАТЬ СВОЙ ОБРАЗ! Вот здесь-то и понадобится второй экземпляр текста, на котором Вы будете отмечать проблемные места. Если подчеркиваний станет слишком много – пригодится и третий.

Приходить на запись нужно не утром (Вы проснулись, а Ваши голосовые связки – ещё нет), хорошо выспавшись. Избегайте тяжёлых физических нагрузок. Кстати, многие именитые вокалисты перед наиболее ответственными выступлениями, а уж перед записью тем более – ограничивают себя, скажем так, и в личной жизни. Исключите из Вашего меню также в жирную пищу, орехи, семечки, шоколад. Неплотно перекусите не позже, чем за два-три часа до прихода в студию. Помните – крепкие чай, кофе или какао, выпитые Вами перед записью, могут сильно «подсадить» Ваши голосовые связки. Обязательно возьмите с собой бутылочку предпочитаемой Вами минеральной воды, весьма желательно БЕЗ ГАЗА! Некоторым (НО НЕ ВСЕМ) помогают 30-40 граммов коньяка. НЕ ВОДКИ!

Ваша одежда должна быть удобной, свободной, не стесняющей дыхание и не "шумной". "Деушкам" настоятельно не рекомендую одевать "звенящую" бижутерию. И наконец - распойтесь перед записью. Ну, так, на всякий случай :-)

Разумеется, если Вас устраивает первый же спетый Вами дубль - мы остановимся на нём. Или - если Вы знаете, что Вам ЭТО НУЖНО - мы вместе с Вами будем работать столько, сколько будет необходимо. В любом случае - решение принимаете Вы!

РОК-ГРУППА

В настоящее время для многих более или менее уважающих себя групп запись в профессиональной студии превращается из дорогой экзотики в насущную необходимость. В самом деле - чтобы сейчас попасть на более-менее серьезную площадку, тем более, если это Новосибирск, Екатеринбург, Питер - и почему нет - дальнее зарубежье - (а в Иркутске и такие коллективы уже есть) нужно иметь приличное демо хотя бы из трёх - четырёх композиций, а уж полновесный CD-Audio альбом и вовсе не помешает.

А вот вам ещё один немаловажный побудительный мотив - студия - это место, наилучшее для экспериментов. Любой из музыкантов вашей группы может сыграть наложением: барабанщик - добавить перкуссию, басист - сыграть "безладовое" соло, не говоря уже о гитаристе с вокалистом. Причём вы будете делать это, используя лучшее профессиональное оборудование. Сравните, например, песни группы Queen в живом и в студийном исполнении - послушайте студийные работы Брайана Мэя и Фредди Меркьюри. Правда, есть некоторая разница? Такая работа сама по себе является мощнейшим стимулом для дальнейшего творчества.

С другой стороны – ещё не записанный материал, который ваша группа исполняет уже в течение достаточно долгого времени – в какой-то момент начинает тянуть вас назад. Вы постоянно что-то меняете в нём, и ваша песня «порабощает» вас, вы не можете от неё освободиться, вы не можете начать сочинять новые вещи, вы никак не можете начать двигаться вперёд. Рецепт здесь один: записал = освободился! Можно, конечно и вообще все бросить, но это же не наш с вами вариант, правда?

Существуют и более прозаические мотивы получить студийную запись: услышать себя со стороны, повысить самооценку, сделать подарок, и, наконец, удовлетворить своё самолюбие – «блеснуть соплёй» перед друзьями и коллегами. Лично я знаю случаи, когда музыканты делали запись «просто так», «для себя», после чего их прорывало на новые, всё более и более интересные музыкальные идеи, соответственно, следующие наши встречи были всё более и более продуктивными.

НАКОНЕЦ – ВЫ МОЖЕТЕ ПРОДАВАТЬ ДИСКИ ВАШЕЙ ГРУППЫ НА СВОИХ КОНЦЕРТАХ.

Итак, вы решились - определили композиции, достойные увековечивания для потомков, выбрали студию для записи, и, разумеется, надлежащим образом при-го-то-ви-лись… А приготовились ли?

Ну, я понимаю - басисты сварили свои струны в маминых кастрюлях (самые махровые из них купили и поставили новые), гитаристы заменили в своих примочках батарейки, драммер научился эффектно крутить палочки между пальцев, вокалист с испугу выучил тексты всех песен и, *****, - вокалистка сделала себе новое тату:! В общем, верно. Говоря научным языком, почти все принятые вами меры можно назвать необходимыми, но недостаточными.

Первое – ОСНОВА ЛЮБОЙ рок-музыки – ВРЕМЯ! Если вы им владеете – вы владеете очень многим! Если вы хотите уметь играть ритмичный, плотный, «качающий» грув - обязательно научитесь играть под метроном!!! Вы должны делать это безукоризненно чётко, «с оттягом», с ощущением драйва! Начните эти занятия в составе: метроном+барабанщик, метроном+барабанщик+басист, затем подключите гитариста с его тяжёлыми риффами. Далее - занимайтесь как в индивидуальном порядке, так и в составе всей группы. Систематически делайте контрольную запись, внимательно её прослушивайте и анализируйте. Как правило, обычная тенденция – это тяга к ускорению. Играйте, стараясь слегка себя замедлять, тщательнейшим образом пытаясь совместить собственную игру с ударами метронома. Каждую, даже малейшую удачу отмечайте и радуйтесь! Радуйтесь и двигайтесь дальше! Найдите в этом процессе удовольствие – в этом ключ к успеху!

Постарайтесь разделять три вида времени: малое, среднее и большое. Малое – это 1/16, 1/32, 1/8Т, 1/16Т – длительности нот, так называемые «мелочи». Среднее – четвертные/целые длительности, иначе говоря – сильные и слабые доли. Крупное – так называемое чувство квадрата – восьми, двенадцати, шестнадцати (и т.д.) -тактные фрагменты. Ваша цель – научиться ОДНОВРЕМЕННО слышать и контролировать вашу совместную игру в трёх видах ВРЕМЕНИ.

Получилось? Ваш грув крут и забоен? Он вставляет, от него прёт? Вы горды и полны самоуважухи? Тогда – вперед, в студию! Кстати, если в вашей музыке применяются секвенсоры, программируемые звуки, DJ-евские и RAP-перские вставки и т.д., то в вашу музыку легко можно будет вписать любой из этих компонентов. Если же грув получился неровный, то синхронизировать все современные звуковые навороты и фишки с сыгранным вами материалом становится делом, хотя и возможным, но очень даже непростым и дорогостоящим. НО! Занятия с метрономом тоже имеют смысл, даже если в вашей музыке – только «живьё» и нет никакой синтетики! Уже годика через три-четыре-пять таких занятий перед вами (если вы делали всё это правильно и с надлежащим усердием) откроется ТАКОЕ!!! А пока – просто поверьте мне и работайте над собой:)

Второе – чувство вкуса и стиля. Больше слушайте музыки - хорошей и разной. Если вы играете музыку в стиле, например, Joe Satriani, поинтересуйтесь, откуда она возникла, что ей предшествовало. Послушайте Jimi Hendrix, Led Zeppelin, Pink Floyd… Анализируйте, осмысливайте музыку, пытайтесь взять что-то для себя. Постарайтесь попасть в филармонию на хороший концерт с симфоническим оркестром. Научитесь воспринимать природу не только как декорацию к выпивке, шашлыку и девушкам – но как Божье творение! Послушайте в тихом одиночестве звуки леса, луга, воды – это тоже Музыка.

Третье – аранжировка. Партии ваших инструментов должны быть продуманы с учётом их взаимного мелодического, гармонического, ритмического и тембрального сочетания. «Чем более перенасыщен музыкальный микс, тем больше в нём причин для потенциальных различий во временном и частотном доменах. Ясные и простые миксы, а также миксы, в которых присутствует хорошая аранжировка с правильным разделением музыкальных инструментов во времени и в разных частотных регистрах, будут намного устойчивее при прослушивании на различных акустических системах, чем миксы, перегруженные и/или чрезмерно обработанные процессорами эффектов» (Филипп Ньюэлл, перевод Александра Кравченко, журнал «ШОУ-МАСТЕР №1-2010)

Говоря иными словами – группу с безграмотной и безвкусной аранжировкой записать ещё хоть как-то можно, но сделать хорошее сведЕние – вряд ли. Расчеты на спасительный мастеринг в этом случае вряд ли будут оправданы.

ЗАПИСЬ И МЕТРОНОМ. ЗА И ПРОТИВ.

Перед записью вы должны тщательно взвесить свои возможности и определиться, будете ли вы записываться с метрономом или без:

а). Без метронома - данный метод хорош для записи хорошо сыгранных коллективов, где музыканты прекрасно чувствуют микродинамику темпа. Примеры – «Doctor Jazz», «Orient Express», «Indian Summer», «DRY FROGS», и…группа тяжёлого рока «Скала Покинутых» - отважные ребята, респект! В то же время, этим методом могут воспользоваться начинающие коллективы для записи с довольно скромным бюджетом, если при этом не использовать секвенсор или грув-бокс. Примеры – «Бастер Кейси»

б). С метрономом – этот метод, например, позволяет склеивать из нескольких барабанных дублей один удачный. Даёт очень хорошие результаты, если группа к этому способу готова. Сильно дисциплинирует. Даёт возможность применения секвенсора в аранжировке. Позволяет выверить, отрепетировать дома и тщательно исполнить в студии все инструментальные и вокальные партии. Даёт возможность относительно легко переиграть неудачные партии. Примеры – «38», Люба Чингаева.

СПОСОБЫ ЗАПИСИ

Перед записью вы должны тщательно взвесить свои возможности и определиться со способом записи. Возможные варианты:

а). – Вся группа сразу, включая вокалиста – такая возможность в нашей студии есть! Не всем, однако, она по плечу:О Этот способ очень точно передаёт атмосферу живой концертной игры, --- позволяет резко снизить стоимость записи, - весьма требователен к мастерству музыкантов. Примеры – «Doctor Jazz», «Orient Express», Люба Чингаева (одна песня).

б). - Ритм-секция: барабаны + бас-гитара (иногда + ритм-гитара/гитары) Примеры – «Скала Покинутых», «DRY FROGS». Этот способ точно передаёт атмосферу игры ритм-секции, - позволяет значительно снизить стоимость записи, - требует мастерства музыкантов ритм-секции, - позволяет тщательно подготовить исполнение солирующих инструментальных и вокальных партий.

в). Только барабаны Этот способ позволяет:
монтировать и склеивать барабанные дубли (если барабаны были записаны под метроном),
- выверить, отрепетировать дома и тщательно исполнить в студии все инструментальные и вокальные партии, что сэкономит ваши деньги,
- записать в несколько наложений плотные пробивные гитарные риффы, всевозможные аккомпанирующие и солирующие партии,
- привлечь для записи сессионных музыкантов,
- исправлять исполнительские ошибки, в том числе и грубые,
- создать ощущение "хорошего полёта при плохом экипаже":)

Данный способ является наиболее дорогим:(, хотя и не всегда:). А именно – чем лучше подготовлена группа, чем выше уровень музыкантов – тем быстрее, и следовательно дешевле получается запись.
Примеры - "LYNX", "Nebelwerfer", "РОДЖЕР", "DRY FROGS", Люба Чингаева и многие другие.

При этом надо помнить, что если барабаны сыграны и записаны неровно, то бас-гитаристу, а затем и гитаристу (гитаристам) придётся как-то в эти неровности попадать:(!
Примеры: - - - - - - - приводить не буду!

А что делать, спросите вы, если вашей рок-группе срочно понадобилась демо-запись, а барабанщика нет? Вы можете принести в студию .wav- или .midi-файлы предварительно «забитых» барабанов в любой из удобных для вас программ, либо сделать это в нашей студии.
Примеры - "Nebelwerfer", "Звезда".

ГИТАРЫ И БАС-ГИТАРЫ

Относительно замены струн – делайте это за пару дней до записи, для того, чтобы они «уселись» на ваши гитары, не забудьте также тщательно выверить мензуру, а при необходимости – подтяните или ослабьте анкер. По поводу замены батареек в ваших примочках – в 90% случаев вам они не понадобятся. Скорее всего вы о них просто забудете, включив свои гитары в маршалловский ламповый стэк.

БАРАБАНЫ


Ну, про палочки вы уже прочитали :-) ?
Постарайтесь спланировать график вашей записи так, чтобы запись барабанных треков ваших композиций прошла в один непрерывный сет - в один или в несколько дней. Дело в том, что настройка барабанов под каждый конкретный проект занимает массу студийного времени - ведь вы хотите получить свой, особенный звук! В этом случае барабанный саунд от песни к песне изменяться не будет, и в каком-то смысле будет намного легче получить ощущение "альбомности" - будто ваша группа записалась за один раз. Если вы всё же будете записывать барабаны с перерывом в несколько дней/недель, то шансов "попасть" в звучание, найденное в предыдущей сессии, будет значительно меньше. И ещё один момент - перед записью постарайтесь выработать навык аккуратного звукоизвлечения при игре по "железу" для того, чтобы его звучание не забивало барабаны - не вдаваясь в технические подробности, просто скажу - такова специфика озвучивания ударной установки.


2010, Сергей Карышев
© S-ART


08.10.2013 Я хочу записать песню
"Я хочу записать песню на готовую аранжировку или фонограмму "минус один". Сколько это будет стоить?"
×
Студия звукозаписи S-art